Трудно быть Мастером. Трудно быть режиссёром. Особенно таким, как Алексей Юрьевич Герман.
Все последние дни заполнены этим именем. Повторяют его фильмы, старые интервью, мелькают фотографии. И слышен его голос, который невозможно спутать с другим. Я смотрела все его фильмы. Их не так много, но какие фильмы! И, перебирая сейчас их в памяти, понимаю, как много они значили для меня. Я взрослела с ними.Они ломали сложившиеся стереотипы окружающей жизни, заставляли по-новому оценивать и настоящее, и прошлое.
Самый "лёгкий" из его фильмов - "Двадцать дней без войны".
Моё поколение слушало о войне из первых уст.Хотя дедушка, контуженный, не любил этих разговоров . А вот от бабушки и мамы, об их жизни в военном Ташкенте слышала много. И только благодаря фильму эти рассказы обрели цвет - серый цвет войны - и запах. Запах беды,голода, неустроенности, ожидания. Всё поражало в этом фильме. Он был про другую войну, далёкую от фронта, но такую тяжёлую. И даже такие знакомые весёлые артисты - Гурченко и Никулин, как будто сошли с фотографий военной поры из бабушкиного альбома.
Я была студенткой, когда Герман снимал фильм в Ташкенте. Однажды, возвращаясь к вечеру домой, я увидела у входа в переулок на столбе странный предмет - большой, чёрный громкоговоритель(как его правильно назвать-то не знаю). Ребята, стоящие рядом, смеясь, сказали мне:
- Ну, чего, артистка(об этом как-нибудь потом), опоздала? У нас кино снимали. Ходили по дворам и приглашали сниматься. Нужно только было одеться в старые телогрейки и калоши с шерстяными носками. По три рубля обещали заплатить. Придя домой, я спросила у бабушки:
- Бабуль, ходила сниматься в кино?
-Ну, вот ещё! Она поджала губы.
-Чтобы в таком затрапезном виде я вышла из дома? Завтра опять будут снимать. Хочешь? Надевай и иди.
Нет, мне и за пять рублей что-то не хотелось надевать старую телогрейку.
А когда смотрела фильм, который дышал холодной ранней ташкентской весной,так и казалось,что это я там мелькаю в толпе на толкучке или среди провожающих на пероне. А за всем эти стояла другая война...
"Проверку на дорогах" я увижу лет через десять. В Нарве.
Здесь я уже столкнусь с людьми, которые жили в этой войне. Не в той, киношной, с победными боями, с криками: за Сталина! Эти люди побывали под немцами, в партизанских отрядах. Более откровенного, правдивого, страшного в своей правде фильма о войне я не видела. Какой клубок человеческих судеб, завязанных одной надеждой: выжить! Так вот от чего отмахивался дедушка. "Ваши - наши! Пойди - разбери!" Ах, как жаль, что он не дожил до этого времени, когда можно было говорить не только о победах, но и о страшных поражениях: о плене, о никому не нужной гибели миллионов. И два героя фильма, как две стороны одной души - командир партизанского отряда Локотков и парткомиссар Петушков, дают ответ на вопрос: "Имеет человек право один раз сначала начать, если с первого раза — жизнь осечку дала? "
Один, не сомневаясь кричит: Предатель! К стенке! А другой вместе с Германом находит в себе силы заявить, что человек — не винтик и не гвоздь. И если тот, кто предал, сломался, отчаялся, струсил, осрамился перед страной и людьми, способен прочувствовать свой позор, устыдиться и внутренне обозлиться на себя самого — он не изменник и не иуда — он сможет переродиться и воскреснуть!
И, смотря на весь этот кошмар человеческих страданий, спрашиваешь себя: а как же так получилось? Как такое возможно? Ведь совсем недавно всё было прекрасно в этой самой лучшей стране, с непобедимой армией, трудовыми подвигами.Стране, где" так вольно дышит человек".
И Герман возвращает нас назад в незабываемые тридцатые фильмом
"Мой друг Иван Лапшин".
И, сжав зубы,сцепив пальцы до боли, понимаешь: это Правда.Настоящая правда! Не физкультурные парады, не всеобщие воскресники, не счастливые колхозники - отличительная черта предвоенного времени. А вот эта жизнь коммуналки, бараков и их обитателей: начальника уголовного розыска и его подопечных:бандитов и проституток, и столичного журналиста, и актрисы, и двенадцатилетнего мальчика - самого Алексея Германа. Всё это и есть тяжёлые серые будни Страны Советов. Но рядом с этими хмурыми покосившимися домами построена Арка - символ счастливого будущего, победы Всемирной Революции,под которой и проходят герои фильма,плохо одетые и полуголодные. И мы понимаем, что этим людям всего через пять - шесть лет предстоит погибнуть, защищая свой городок и Родину.
И, завоевав за годы войны своё право на счастливую жизнь, выжившие снова будут ввергнуты в пучину послевоенных сталинских битв.
Последний фильм Германа "Хрусталёв, машину" об этом.
Алексей Герман говорит, что "стремился проследить истоки проблем России как «изнасилованной, опущенной страны», которая «всегда всем всё прощает». По его словам, это не столько фильм об атмосфере 1953 года, сколько «наше представление о России, о том, что это такое, почему мы такие несчастные… Мы за миллионы убитых в годы сталинского террора просто сказали: «Ну ладно, ну нехорошо, забудем»
Тяжёлый, страшный фильм. И от одного просмотра остаются только эмоции. Нужно смотреть ещё. А пережить это ещё один раз - нет сил. Может теперь решусь посмотреть.
Умирая, Алексей Герман оставил завещание - фильм по книге Стругацких "Трудно быть Богом"
О чём этот фильм, который Мастер делал почти двадцать лет? Конечно же, как и все остальные, о России, которую он очень любил. Будем ждать.
Все последние дни заполнены этим именем. Повторяют его фильмы, старые интервью, мелькают фотографии. И слышен его голос, который невозможно спутать с другим. Я смотрела все его фильмы. Их не так много, но какие фильмы! И, перебирая сейчас их в памяти, понимаю, как много они значили для меня. Я взрослела с ними.Они ломали сложившиеся стереотипы окружающей жизни, заставляли по-новому оценивать и настоящее, и прошлое.
Самый "лёгкий" из его фильмов - "Двадцать дней без войны".
Моё поколение слушало о войне из первых уст.Хотя дедушка, контуженный, не любил этих разговоров . А вот от бабушки и мамы, об их жизни в военном Ташкенте слышала много. И только благодаря фильму эти рассказы обрели цвет - серый цвет войны - и запах. Запах беды,голода, неустроенности, ожидания. Всё поражало в этом фильме. Он был про другую войну, далёкую от фронта, но такую тяжёлую. И даже такие знакомые весёлые артисты - Гурченко и Никулин, как будто сошли с фотографий военной поры из бабушкиного альбома.
Я была студенткой, когда Герман снимал фильм в Ташкенте. Однажды, возвращаясь к вечеру домой, я увидела у входа в переулок на столбе странный предмет - большой, чёрный громкоговоритель(как его правильно назвать-то не знаю). Ребята, стоящие рядом, смеясь, сказали мне:
- Ну, чего, артистка(об этом как-нибудь потом), опоздала? У нас кино снимали. Ходили по дворам и приглашали сниматься. Нужно только было одеться в старые телогрейки и калоши с шерстяными носками. По три рубля обещали заплатить. Придя домой, я спросила у бабушки:
- Бабуль, ходила сниматься в кино?
-Ну, вот ещё! Она поджала губы.
-Чтобы в таком затрапезном виде я вышла из дома? Завтра опять будут снимать. Хочешь? Надевай и иди.
Нет, мне и за пять рублей что-то не хотелось надевать старую телогрейку.
А когда смотрела фильм, который дышал холодной ранней ташкентской весной,так и казалось,что это я там мелькаю в толпе на толкучке или среди провожающих на пероне. А за всем эти стояла другая война...
"Проверку на дорогах" я увижу лет через десять. В Нарве.
Здесь я уже столкнусь с людьми, которые жили в этой войне. Не в той, киношной, с победными боями, с криками: за Сталина! Эти люди побывали под немцами, в партизанских отрядах. Более откровенного, правдивого, страшного в своей правде фильма о войне я не видела. Какой клубок человеческих судеб, завязанных одной надеждой: выжить! Так вот от чего отмахивался дедушка. "Ваши - наши! Пойди - разбери!" Ах, как жаль, что он не дожил до этого времени, когда можно было говорить не только о победах, но и о страшных поражениях: о плене, о никому не нужной гибели миллионов. И два героя фильма, как две стороны одной души - командир партизанского отряда Локотков и парткомиссар Петушков, дают ответ на вопрос: "Имеет человек право один раз сначала начать, если с первого раза — жизнь осечку дала? "
Один, не сомневаясь кричит: Предатель! К стенке! А другой вместе с Германом находит в себе силы заявить, что человек — не винтик и не гвоздь. И если тот, кто предал, сломался, отчаялся, струсил, осрамился перед страной и людьми, способен прочувствовать свой позор, устыдиться и внутренне обозлиться на себя самого — он не изменник и не иуда — он сможет переродиться и воскреснуть!
И, смотря на весь этот кошмар человеческих страданий, спрашиваешь себя: а как же так получилось? Как такое возможно? Ведь совсем недавно всё было прекрасно в этой самой лучшей стране, с непобедимой армией, трудовыми подвигами.Стране, где" так вольно дышит человек".
И Герман возвращает нас назад в незабываемые тридцатые фильмом
"Мой друг Иван Лапшин".
И, сжав зубы,сцепив пальцы до боли, понимаешь: это Правда.Настоящая правда! Не физкультурные парады, не всеобщие воскресники, не счастливые колхозники - отличительная черта предвоенного времени. А вот эта жизнь коммуналки, бараков и их обитателей: начальника уголовного розыска и его подопечных:бандитов и проституток, и столичного журналиста, и актрисы, и двенадцатилетнего мальчика - самого Алексея Германа. Всё это и есть тяжёлые серые будни Страны Советов. Но рядом с этими хмурыми покосившимися домами построена Арка - символ счастливого будущего, победы Всемирной Революции,под которой и проходят герои фильма,плохо одетые и полуголодные. И мы понимаем, что этим людям всего через пять - шесть лет предстоит погибнуть, защищая свой городок и Родину.
И, завоевав за годы войны своё право на счастливую жизнь, выжившие снова будут ввергнуты в пучину послевоенных сталинских битв.
Последний фильм Германа "Хрусталёв, машину" об этом.
Алексей Герман говорит, что "стремился проследить истоки проблем России как «изнасилованной, опущенной страны», которая «всегда всем всё прощает». По его словам, это не столько фильм об атмосфере 1953 года, сколько «наше представление о России, о том, что это такое, почему мы такие несчастные… Мы за миллионы убитых в годы сталинского террора просто сказали: «Ну ладно, ну нехорошо, забудем»
Тяжёлый, страшный фильм. И от одного просмотра остаются только эмоции. Нужно смотреть ещё. А пережить это ещё один раз - нет сил. Может теперь решусь посмотреть.
Умирая, Алексей Герман оставил завещание - фильм по книге Стругацких "Трудно быть Богом"
О чём этот фильм, который Мастер делал почти двадцать лет? Конечно же, как и все остальные, о России, которую он очень любил. Будем ждать.
Сэрра,неожиданно как Агузарова в конце. Но очень в тему.
ОтветитьУдалитьКакие люди рождаются иногда на земле! Мыслят в своём русле, ведут народ свой по пустыне, как когда-то Моисей. Люди, обладающие знанием об истине.
А жаль,что ты не снялась в этом фильме. Сейчас бы я пересмотрела его и нашла там тебя в телогрейке:-)
Ира, я как-то была на встрече с ним и его женой Кармалитой. Конец восьмидесятых. Два таких разных человека, объединённых одним: жить не по лжи. По-настоящему любящих свой народ. Ну, кто кроме любящего человека скажет тебе правду.
ОтветитьУдалитьО, а про то, как я не снялась в другом фильме надо как-нибудь рассказать.
Да, какие талантливые люди уходят! Очень грустно! Какие все фильмы замечательные! Очень честные!
ОтветитьУдалитьСогласна, Надя. Таким людям трудно живётся.
ОтветитьУдалитьМоя учительница заинтересовала меня передачами Архангельского по каналу Культура. Ну я и в блог его зашла тут же посмотреть. Смотри как он о Германе пишет: "Упрямый, мучительно великий, не считавшийся с раскладами тусовки и правилами киношной эстетики, шедший напролом, доверявший чутью больше, чем уму и расчету, создавший свой кинематограф, одинаково далекий от голливудского целлулоида и от мелочного артхауса...
ОтветитьУдалитьКак нам повезло, что он был. Царствие ему Небесное".
Я помню, как давно смотрела "Проверку на дорога" и просто жутко плакала. Не знаю, смогу ли ещё посмотреть. Вот Хрусталева не смотрела, обязательно надо!
Недавно прочла книгу Даниила Гранина об обороне Ленинграда. Там тоже взгляд изнутри, когда ничего не было героического, была в холоде и голоде выживаемость солдат, равнодушие генералов к этому пушечному мясу. Изнутри - это не фанфары, не салюты, не то, что часто нам преподносили. Это было страшно трудно, война въедалась в нутро человека, потом он не мог изжить её из себя.
Ещё дам ссылочку на статью моей любимой критикессы (про себя чего-то так её называю, как назвать женщину-критика?) Т.Москвиной о Германе. Она всегда правду пишет.
http://argumenti.ru/cinema/n378/236111
Лена, я иногда смотрю Архангельского.Я обычно смотрю интересные передачи по "Культуре" здесь
ОтветитьУдалитьhttp://tvkultura.ru/video/
Удобно. Выбрала какую хочешь передачу. И не нежно быть привязанной ко времени. Очень люблю передачи Ивана Толстого. Я обычно его слушаю по радио "Свобода" тоже на сайте
http://www.svoboda.org/
Лен, Москвину ещё не прочла. Взяла на заметку.
Когда-то в Риге (в советские, понятно, времена) был очень популярен кинолекторий, зал был битком, потому что показывали редкие фильмы, приглашали режиссеров и критиков. Так вот, я была на встрече с Германом. Не помню уже, что смотрели. Алла Гербер приезжала, Соловьев... Эх, было время!
ОтветитьУдалитьЛена, эти встречи были как откровения. Помню фильм "Гараж" ездили смотреть в какой-то посёлок под Ташкентом. В городе не показывали. Тяжёлая, но какая-то "вкусная" была жизнь.
ОтветитьУдалитьСэрра, у Вас такие насыщенные эмоционально и информативно посты. Я долго в них зависаю, а потом ещё долго хожу под впечатлением.
ОтветитьУдалитьС Восьмым Мартом Вас. Желаю Вам и Вашим ангелочкам здоровья и счастья. Примите в подарок песню моей подруги Эльвиры http://www.youtube.com/watch?v=bCSZx6D0mWY
Кстати, она тоже из Ташкента.
Спасибо, Додо.
ОтветитьУдалитьПесня замечательная. Сколько талантливых людей из Ташкента я встречала.