Обо мне

Моя фотография
Что-то , примерно, как у Марины Цветаевой: "ВосхИщенной и восхищЁнной, сны, видящей средь бела дня. Никто меня не видел сонной ,все спящей видели меня..."

понедельник, 2 сентября 2013 г.

Первый класс


  Мой дорогой, нежно-любимый десятый-Е. Каждый год первого сентября я вспоминаю вас. Мой первый класс - классного руководства. У меня было несколько выпусков, но вы остаётесь в моей памяти, как первое свидание, как первый поцелуй, как давно ушедшее детство.
Сто десятая знаменитая школа в Ташкенте. Единственная такая большая школа в Средней Азии. Три с половиной тысячи учащихся. Около ста учителей. Семь завучей. Попала я туда (честно по блату) через два года после окончания института. Первый год была на замене и впродлёнке, а на следующий год мне дали вас - четвероклашек. С сомнением смотрели на меня ваши родители- самая молодая учительница в школе...Но мы с вами победили. И к концу года вы вместе со своими родителями, бабушками и дедушками стали членами моей семьи. Я жила далеко от школы, и поэтому по вечерам телефон не умолкал от звонков. Мои домашние очень быстро стали узнавать ваших родителей по голосам. А уж вас-то знали как облупленных из моих постоянных рассказов. Я училась учить вас, а вы мне помогали. Вы мне были очень
интересны - такие все разные. Мы много времени проводили вместе. Не только на уроках, но ещё и в продлёнке. Мы брали шефство над какими-то старушками,бывшими революционерками, помогали соседнему со школой детскому саду.. Мы были лучшей пионерской агитбригадой в городе. А кукольный театр, который мы создали сами. И всё это делали вы! Я только немного направляла вас. Три года - целая жизнь!

На этой фотографии вы закончили шестой класс. Я всматриваюсь в ваши лица. В каждом виден отличный от остальных характер. Вы ещё не знаете, что это последний день нашей учебной жизни. Я не вернусь к вам первого сентября, я ухожу в декрет.
Но это не помешает нам продолжать дружить. Вы будете навещать меня на протяжении всего года. И даже придёте в роддом, переполошив всех своими криками под окнами.
 - Ну, и многодетная мамочка? будет удивляться персонал. А вы будете кричать мне, почему я родила мольчика, хотя так хотела девочку. Вы и подарок купили заранее на девочку. И принесли его потом: куклу и платье. И стали приходить ко мне домой помогать группами или
парами. Я радовалась вашим первым влюблённым отношениям. Так прошёл седьмой класс.
Когда я вернулась в школу, вы пошли в восьмой. И мне не дали ваш класс,предполагая, что с маленьким ребёнком будет трудно с выпускным классом. Но вы продолжали опекать меня, каждый день прибегая ко мне в кабинет, делились своими радостями и горестями.
А ещё через год мы расстались совсем. Я уехала в Эстонию.

Расстование было грустным. В тот год мы стали ходить в театр. Мы и раньше  ходили в ТЮЗ, а теперь заболели настоящим театром. И некоторые из вас станут сами участниками сначала любительского, а потом и профессионального театра "Ильхом".
Вы писали мне письма в Нарву, а потом некоторые из вас даже приезжали ко мне. Когда вы заканчивали десятый класс, я к выпускному вечеру наговорила вам звуковое письмо. И прочла своё любимое стихотворение, которое я когда-то мечтала прочитать вам.

Владимир Рецептер.

Десятиклассники знать не желают классики.
Директор собирает педсовет:
Вот девочки предпочитают «дансинги»,
Вот мальчиков влечет велосипед.

Им наплевать,
Что жил когда-то в древности
Английский драматург Вильям Шекспир.
У них свои заботы, свои ревности,
Сегодняшний, несочиненный мир…

Они сидят, высокие, за партами,
Не слушая учительских речей,
И по домам они уходят парами,
Встревоженные близостью своей.

Десятиклассники знать не желают классики
Как научить их?.. Кто их разберет?..
И вот сегодня для десятиклассников
Устроили дежурный культпоход.

И занавес потертый раздвигается,
И сцена освещается и тут
Выходит парень, с королем ругается,
А парня принцем Гамлетом зовут.

Он от предательств мечется и мучится…
Он думает, Он трет рукою лоб…
Хохочет… Плачет… Собирает мужество…
А на коленке морщится чулок…

И ложь вокруг… И никуда не денешься.
Ответственен за всех и одинок,
Как сорок тысяч братьев любит девушку,
Давая им классический урок.

И постепенно тает декорация,
И сцена надвигается на зал…
Вот парень обнял верного Горацио,
И вот он их в свидетели призвал,
Что злому веку
Не желает кланяться,
Идет на смерть.
И в страхе не дрожит…
И кончился Шекспир,
Который классика,
И начался Шекспир,
Который жизнь.

Я знаю,что это письмо вы читаете каждый год, когда собираетесь вместе.
А все-таки мы встретились.


Это была встреча - прощание. Перед отъездом в Израиль я поехала в Ташкент попрощаться. Я прощалась со своим детством, с городом,с родными и с вами, мой никогда не забываемый десятый-Е. 

33 комментария:

  1. Сэрра, узнала ещё немного о тебе, и знание это очень радует. Какое счастье,что вы есть друг у друга. Стихи не слышала ни разу. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово!!! Здорово, когда есть такие учителя и ученики! Улыбнулась над сценкой в роддоме - "многодетная мамочка" -)) А в принципе, многие учителя и школа были как -бы второй семьей, это правда. Спасибо за рассказ.

    ОтветитьУдалить
  3. Милая Сэрра, как замечательно ты обо всем написала и стихотворение замечательное! Грустно, что приходиться расставаться! А что делать? Спасибо за этот пост!

    ОтветитьУдалить
  4. Читала и невольно пришла параллель со своей учительницей. Года три она учила нас. Седьмой класс мы были без неё, у учительницы родилась дочка. В восьмом она пришла к нам, но классное руководство ей не хотели давать. Родители по нашей просьбе ходили к директору школы и упросили отдать учительницу нам. После 8-го класса она ушла из школы, работала референтом директора завода, выполняла много организационной работы, а сейчас живёт возле Москвы и у меня в блоге есть её страничка! Какое счастье, когда учителя становятся любимыми. С чем сравнить это тепло души, тепло общения с неповторимым человеком?
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. как трогательно и как все в какой-то степени знакомо. Мне кажется, Вы были потрясающим учителем, не у каждого ведь бывают такие близкие доверительные отношения. А все потому, что от Вас тепло такое невероятное исходит, к которому хочется тянуться.

    ОтветитьУдалить
  6. Наташа, можно только позавидовать таким отношениям. И ещё, что в жизни встретил ТАКОГО Учителя.
    К сожалению нам так не повезло и вспомнить из школьных лет и нечего.
    В этот год я впервые стала классной мамочкой - прочитала твой пост и задумалась...
    Спасибо тебе: за твои воспоминания и за то, что они дают возможность задуматься.

    ОтветитьУдалить
  7. Если можно так сказать, то я с теплой завистью прочитала этот пост. Невольно на ум пришли сравнения с нашей классной руководительницей, которой до нас особо дела не было. Все, на что она была способна - это читать нам морали (порой даже оскорбительные) и колотиться в своей личной жизни. Встречая ее в городе, понимаешь, что не хочешь останавливаться и здороваться даже из вежливости, потому что человек не помнит как тебя зовут. Благо, что с другими учителями нам повезло больше!

    ОтветитьУдалить
  8. Ой, Наташа, растрогала до слез, сижу вытираю мокрое лицо!.. Благословен труд учителя! Только талантливые и неравнодушные люди должны посвещать себя этой миссии!
    Пусть у всех детей в школе будет настоящий друг-Учитель!

    ОтветитьУдалить
  9. Ира, к сожалению,связь нарушилась. У них не было моих координат. А я первое время была такая ошарашенная :), что не до писем было. Маме и то редко писала. Потом, уже работая в швейной мастерской, скорее всего стеснялась своего профессионального превращения. Глупо, конечно,но так сложилось. Ничего точно не знаю о них...

    ОтветитьУдалить
  10. Оля, рада, что хоть в принципе ты согласна. Ведь, у многих негативные воспоминания о школе. И это тоже правда.

    ОтветитьУдалить
  11. Надя, спасибо. В голове сразу закрутились слова: расставенье - маленькая смерть. Откуда это? С помощью Гугла нашла. Это слова из песни Жанны Агузаровой, которую очень люблю,особенно молодую.

    Расставанье - маленькая смерть
    Расставанье - долгий путь к началу
    Но смогу я этот путь пройти когда-нибудь
    Где же ты, дай ответ
    Отзовись, мой друг
    Ау, ау, ау, ау, ау
    Но в ответ слышу я
    Только сердца стук...

    ОтветитьУдалить
  12. Лена, я читала её воспоминания у тебя в блоге. И для нас с тобой не в новинку, что многое у нас идёт параллельно. Я сама школу очень любила с первого класса. Но, если на первую классную руководительницу- Ларису Петрову (4 - 8) я всю свою жизнь ровнялась, то из-за второй в десятом классе за полгода до окончания бросила школу, потеряв год...

    ОтветитьУдалить
  13. Ксюша, ну, конечно же, не идеальная совсем. Всё бывало. Но могу точно сказать, что не совершила подлости ни к одному ученику. А ошибки были, и я не боялась в них признаваться. Вот одна малеькая история для тебя:
    Эстония. Нарва. Школа 13. Девятые классы. Я прошу их не вставать, когда вхожу в класс. А то меня не видно. Когда они сидят, я с ними одного роста. В классе есть пара, ребята дружат с седьмого класса. Все об этом знают. С этого года их отношения стали гороздо интимнее. Ребята в классе не обращают на них внимания - привыкли. Ну, а учителю всё видно, и иногда это раздражает, вернее - отвлекает. Находясь на перемене в учительской и, наслушавшись других впечатлений от этих отношений, возвращаюсь в кабинет. Они стоят около двери почти обнявшись, ничего не видя и не слыша вокруг. И я резко разорвала это: Ну, постеснялись бы! Вы же не одни! Как можно?
    Как отпрянули они друг от друга... Как будто я разрубила их шашкой.
    И тут же, идя по кабинетау, подумала:
    - Это я зачем? Зачем??? Что делать?
    А ученике уже входили в класс,смеясь,переговариваясь. Я боялась поднять голову, посмотреть на Ольгу и Павла. Посмотрела. Они не сели вместе, как всегда. Каждый сидел отдельно. Ольга, бледная, строгая ,смотрела в окно, а Павел весь красный сидел, опустив голову.
    Я начала урок, и через мгновение быстро подошла к задним партам и сказала:
    - Ребята, простите меня, что я так сказала. Я так не думаю. Просто,что-то у меня не в порядке сегодня с головой. Перегрелась, наверное. Май всё-таки.
    Ученики закрутили головами: чего? кто? что случилось? Павел щёлкнул кого-то по носу. А через несколько минут попросил разрешения пересесть на своё место.
    Как они активно работали на этом уроке!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Jelena, конечно же не со всеми были такие отношения. Особо не любимых, правда, не было. Но закономерность одна была: самые непослушные( слабо сказано), трудные из тяжёлых семей оказывальсь в дальнейшем очень порядочными,честными, отзывчивыми. А,когда вдруг приходили письма от таких ученико, то совсем уж терялась: как же я не рассмотрела.
    Так однажды пришло письмо от ученика, который совсем ничем не выделялся, "серенький", как любят говорить учителя - гадкое слово...
    Он служил в Архангельской области в охранных войсках. Услышал,что неподалёку в деревне есть дом-мужей поэта Рубцова. Пошёл туда,рассмотрел всё и написал мне очень подробно: может Вам на уроке пригодится?
    Ещё как пригодилось... Не только для уроков,но и для жизни.
    Лена,удачи тебе в классном руководстве. Сейчас другие времена. Но у такого увлечённого человека всегда всё получается.

    ОтветитьУдалить
  15. Наташа, ну ты прям меня совсем до плачевного состояния доводишь, не постом, так комментариями! Как важно уметь признавать свои ошибки, особенно перед теми, кого мы учим!

    ОтветитьУдалить
  16. Наташа, а как ты умудрилась бросить школу в 10-м классе?! Что говорили твои родители? Что такое могла сделать та классная, что тебе стало невмочь ходить в школу?

    ОтветитьУдалить
  17. Зоя, спасибо! Мы с тобой коллеги. И ты, как никто другой,понимаешь, как трудно и как радостно работать с молодёжью.
    И у меня была такая "классная". Из-за неё ушла в десятом, не доучившись полгода. Из-за неё никгда не ходила в ту школу, не встречалась с одноклассниками. Тогда были воьмилетки и школы,гда были только девятые и десятые. И когда одныжды встретилась с ней на остановке,как она поразилась, что я учитель, да ещё в такой школе работаю. А всего-то не рассмтрела она во мне гуманитария. Ну,не понимала я математику... Хоть убей! Вот сочинение по Базарову в стихах, пожалуйста. А алгебра... Да, я до сих пор не разбираюсь. Всё собиралась, когда мои дети начнут изучать её в школе, я постараюсь научиться. Нет! Не дано.

    ОтветитьУдалить
  18. Лена, Лена, ты здесь? Как хорошо! А я только дошла до твоих комментариев. Сейчас всё по порядку :)))

    ОтветитьУдалить
  19. Лена, и я рыдаю от твоих комментариев. Как там у Пушкина: над вымыслом слезами обольюсь...
    Лен,давай будем честными: любой труд благославенен. Никогда не поддерживала учителей, которые говорили: да,нам медаль нужно давать и "молоко за вредность". Помнишь на тяжёлых предприятиях выдавали? За что? Очень даже приличная была работа. Полдня! Почти три месяца отдыха! В середине года ещё прихватывали. Собственные дети не глазах. А если дети тебя раздражают, так иди туда, где их нет.

    Почему ушла из школы?
    Я выше написала уже, откуда росли ноги.
    Возраст. Никто меня не понимает. Развод родителей. Всё смешалось в кучу. Мама лежала в больнице,когда я просто преподнесла ей своё решение. Что мне теперь нужно помогать ей содержать семью. Впрочем, ей было не до меня...

    Ну, расписалась - больше поста получилась. А у нас, между прочим, Новый Год. Вот, я и бездельничаю. Пойду ка я с новым яблочным пирогом пить чай. Пирог-то "Цветаевский"

    ОтветитьУдалить
  20. Сэрра, сделай скорей древовидные комментарии. Я хочу порыдать над твоим каментом, где ты про ребят и их любовь рассказываешь.
    Какая ты умница - так чувствовать, так понимать.

    ОтветитьУдалить
  21. Наташа, спасибо, что про Новый год напомнила, мне как раз одноклассник из Ашдода позвонил и я удачно его поздравила! :)

    ОтветитьУдалить
  22. ЧУМработница, ну, ты прямо, как мои старшеклассники:
    Наталия Дмитриевна, расскажите про свою первую любовь :)))
    Ира, я не умею делать такие сложные операции. Это надо в настройках посмотреть? Мне обычно Лена из Бирмингема растолковывает такие вещи. Я обсолютный ноль в технике. Только интуитивно(методом тыка) нахожу решения. Я так первое время и выходила из положения на компе мужа. Получила сначала по шапке :(, а потом свой компьютер :)

    ОтветитьУдалить
  23. Высылаю подробные инструкции е-мейлом! :)

    ОтветитьУдалить
  24. Наташ, ты видишь, что творится? Только я ринулась первую помощь оказывать, а тут уже Лена Рубрик искусственное дыхание тебе делает:-))

    ОтветитьУдалить
  25. Ирочка, зато мы обе можем гордиться собой! На вызов примчались аж две мчэсовки и обе из-за границы! :)

    ОтветитьУдалить
  26. Лена и Ира, спасибо большое. Обязательно посмотрю.

    ОтветитьУдалить
  27. Учительницы, можете быть довольны своей ученицей! Справилась сама, не подключая мужа :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, действительно, все работает! Наталья, ты - звезда!!! :)

      Удалить
    2. А ты умелица, которая иногда прибедняется! :) Смотри, как все здорово получилось! А эта фича с древовидными комментариями такое дело, которое без бутылки или подробных инструкций ни за что не найдешь! Well done!

      Удалить
    3. Девочки, ну что за умницы вы, что за помощницы друг другу! Наташа, радостно прям за тебя.
      Моя такая ;t проблема - неразрешимая.(((( Одну ссылку находили для установки древовидных комментов в шаблоне DLE, да что-то не вышло. Где-бы специалиста найти, ау! Вот шаблон заковыристый - всё не как у людей.

      Удалить
    4. Лена, я тебе переправлю ссылку, которую мне прислала Лена из Бирмингема. Поищи там или задай вопрос хозяйке.
      http://blogger4you.blogspot.com/2012_01_01_archive.html

      Удалить
    5. Думаю, это не то. Это для Blogger, а у меня другое. И не знаю как назвать это самое другое. Платформа?
      Сейчас опять нашла ссылки на древовидные комментарии в моём шаблоне DLE, но ведь сын копаться не хочет (((( Вообще, надо бы заняться этим вплотную, может на что-то или на кого-то вышла бы. Вроде не горит, вот и не занимаюсь.
      Попробую, если не забуду, хозяйке написать. Этот блог я видела уже, знаком.

      Удалить