Обо мне

Моя фотография
Что-то , примерно, как у Марины Цветаевой: "ВосхИщенной и восхищЁнной, сны, видящей средь бела дня. Никто меня не видел сонной ,все спящей видели меня..."

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Имя твоё...


     Имя твоё...



  Блок, Ахматова, Цветаева, Пастернак,... - Серебряный век. Кто же скажет, что не знает эти имена, не читал? Не только стихи, но и мельчайшие детали их биографий интересны нам. Мы любопытн, и никуда от этого не денешься. Поэтому биографические фильмы,документальные,  мы смотрим с большим интересом. Там правда. А вот художественные... Тут уже во главу угла ставится субъективное мнение автора фильма. И вы вправе соглашаться с ним или нет.
 К фильму "Зеркала" я всё никак не могла подступиться. Боялась очередных разочарований. Но просьба моей приятельницы Лены Г- поговорить о фильме, подтолкнула меня к просмотру. И с первыми же кадрами я опрокинулась в такие давно забытые мною, тревожно-восхитительные воспоминания.

 Мне почти тридцать. Совсем недавно мы переехали из Ташкента в маленький городок на границе Эстонии с Россией. После первого года работы в школе меня посылают на курсы повышения квалификации. Июль. Ленинград. Белые ночи. Куратор нашей группы - "пожилой"(для меня) мужчина лет пятидесяти. Невысокого роста, неприметный, самый обыкновенный.Он составлял расписание наших лекций, организовывал экскурсии. Дней через десять мы узнали, что лекции по "серебряному веку" будет читать нам он сам. Очень извинялся, что из-за несостыковки в расписании, лекцию придётся провести в школе, где он работает. Объяснил, как добраться.






 Центр Петербурга.Солнечное утро.Летний сад,набережная Фонтанки,  Пантелемоновский мост, улицы Пестеля, Чайковского - какие знакомые и значимые названия. А вот и Соляной переулок, и школа номер 181.Что-то неуловимо знакомое в фасаде здания, в фойе, в широкой лестнице, в коридорах.
 Нет,не может быть такого совпадения!





 Ну, конечно же, это школа из моего любимого фильма "Ключ без права передачи". Старинное здание, бывшая гимназия. Здесь учились Дмитрий Мережковский, Маршак, Зощенко... Боже мой, и в такой школе работать?! Классы со старыми партами, с кафедрами, с окошечком в верхней части двери для надзирателей. Я сидела за партой оглушенная, не понимающая,в каком я времени.
 Куратор опаздывал.Он вбежал, оправдываясь на ходу. Бросил на стол свой потрёпанный портфель,сунул под стол авоську с пакетами- ну,что он может рассказать мне необычного о моём любимом с девятого класса Блоке? Остановившись у окна, вглядываясь во что-то,  он произнёс:

 Имя твоё  -  птица в руке.
 Имя твоё  -  льдинка на языке.

 Учитель повернулся и говорил мне одной:

 Одно единственное движение губ.
 Имя твоё  -  пять букв...
(М.Ц.)

И не стало учительницы Натальи Дмитриевны. За партой сидела десятиклассница Наташа, беззаветно влюбленная в своего Учителя.

 И сердце захлестнула кровь,
 Смывая память об отчизне.
 А голос пел: Ценою жизни
 Ты мне заплатишь за любовь.
(А.Б.)

 Всё переплелось в этом имени, когда-то писавшемся Блокъ. Рядом с учителем мелькали великие тени: Цветаева, Пастернак, Ахматова.И оставшаяся неделя была наполнена таким восторженно-влюблённым состоянием, что не заметить его мог только Он. Впрочем, на то он и учитель,чтобы видеть всё и не замечать.
 В конце недели Учитель организовал нам экскурсию во дворец Юсупова - олицетворение величия, красоты, истории России.






 Одна из жемчужин дворца - камерный театр. Мариинский театр в миниатюре.



Экскурсия задерживалась - в театре шли съёмки какого-то фильма. И вдруг распахнулись двери ложи, и оттуда вышла сама императрица. Высокая, темноволосая,в сверкающем изумрудном платье с диадемой на голове. Быстро проследовала она мимо нас со своей свитой, говоря что-то по-итальянски. И только позже, когда на экраны выйдет музыкальный фильм с Аль Бано и Раминой Пауэр, я пойму, кто же это.(помните их знаменитое "Феличита") А здесь можно посмотреть и фильм http://vk.com/video-22799932_165926818 )
 "Попасть бы на  спектакль в этот театр",- подумала я,стоя в ложе,поглаживая малиновый бархат перил. Всё! Всё сбывалось в те дни. Учитель приготовил для нас сюрприз - он заказал нам билеты на вечер в этом театре на пьесу Марины Цветаевой "Феникс"
 На сцене словами стихов Цветаевой, то мягкими,шуршащими,скользящими как бархат,то звонкими,резкими,как удар шпаги, рождалась любовь между стареющим Казановой и тринадцатилетней девочкой.

 ***
Казанова

Коль немножко люб, -
Джакомо — назови.

Франциска

Мне это имя незнакомо:
Как это вкрадчиво: Джа-комо…
Как тяжкий бархат черный, — да?
Какая в этом нежность: Джа…
Джа… точно кто-то незнакомый
К груди меня прижал… Джа-комо…
Как будто кто-то вдоль щеки
Все водит, водит, уголки
Губ задевает… так что… таешь…
Так — знаешь? — так что…

Казанова
(подсказывая)

Засыпаешь.

Франциска
(сонным голосом)

Нет, не сплю, завтра Ноев ковчег
Подарят мне и лук самострельный…
Вме-сте спа-ать…

Бубенцы. Франциска, подымая голову, которая тотчас же падает.

Слышишь звон?

Казанова

Это — Век
Пролетел в колеснице метельной.

Франциска

Нет, дружок, это Божия мать
Проезжает на белых оленях…
- Казанова, мне хочется спать,
Покачайте меня на коленях!

Казанова
(на протяжный колыбельный лад)

Новый год — Новый век,
Где-то снег… где-то свет…
Кто-то трон уступает,
А Франциска засы-пает.
Спросишь: спишь? — Скажет: сплю.

Франциска
(не подымая век)

Нет, не сплю, а люблю!
 ***
 Предновогодняя ночь уходящего века дарит бывшему Дон Жуану, проживающему последний этап своей жизни в малозавидном положении нахлебника у графа Вальдштейн в замке Дукс в Богемии, надежду на вечно возобновляющуюся любовь.

"Но постепенно тает декорация, и сцена надвигается на зал" - спектакль закончился, а
очарование вечной Любви выплеснулось вместе с нами из дворца. И птица Феникс растворилась в летней волшебной ночи Петербурга.

 А фильм? Фильм продолжался.На экране телевизора металось в "зеркалах" отображение женщины, задыхающейся, погибающей, так и не нашедшей себя в этом, уже несерябряном веке.